Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.
В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 22 октября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.
Как иногда славяне называли женщину, носившую под сердцем ребенка?
О беременной женщине говорили, что она — «о двух душах», «двоедушница»: в ней своя душа и ребенка. Традиционно беременная считалась опасной для окружающих людей. На Тамбов-щине это объясняли тем, что в женщину может вселиться неприкаянная, недобрая душа, о чем мать может не знать до тех пор, пока не подрастет ребенок. Опасность вселения такой души возрастала, если не соблюдался запрет на брачные отношения во время поста.
По русским поверьям, душа у человека находится чаще всего в сердце, в груди, в животе, в горле. В некоторых местностях «душой» называли ямочку на шее — местопребывание души. Обычно полагали, что душа растет вместе с человеком, ощущает все то же, что и он; питается паром от той пищи, которую ест человек.
Ответ: Двоедушница
По традиционным представлениям, когда человек спит, его душа может покидать тело и путешествовать. Русские Карелии наступление состояния сна определяли словами «душа вон». Для носителя мифологического сознания сон воспринимался как временная смерть. Видимые человеком сны чаще всего рассматривались как события, происходящие с душой в ее странствиях. Если человеку снились умершие родственники, то, по поверьям, его душа посещала их на «том» свете. В народной среде до сих пор широко распространены рассказы, как во время обмирания человека его душа путешествует в потустороннем мире, наблюдая мучения грешников и жизнь праведников в раю, встречается с покойными родными и односельчанами. Восточные славяне верили, что душа колдуна или ведьмы, покидая ночью тело, творит черные дела.
В народной традиции существовал запрет резко будить спящих, объясняемый тем, что если во время бужения душа не успеет вернуться в тело, то человек может умереть. На Русском Севере
Женщина, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием спасется через … что?
Споры о том, какой он – путь православной семьи и православной женщины – не утихают сегодня, как не утихают они, пожалуй, с момента распада традиционной семьи и возниконовения семьи атомарной, когда считается, что для правильной семьи достаточно родить одного-двоих детей и остановиться на этом. «Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14-15) – говорится в послании апостола Павла.
Ответ: Чадородие
Посмотрим вокруг себя: все то, что было создано гением предков за века, сегодня нещадно разбазаривается нами, люди утратили способность жить созидательно, жить в семье. Единственному ребенку в семье очень трудно правильно наладить жизнь своей семьи: получается замкнутый круг: женщины говорят, что у них плохие мужья, ненадежные, которые не могут быть настоящими главами семей, в семье рождается единственный ребенок, который вырастает инфантильным эгоистом, и который едва ли сможет стать хорошим отцом.
На Руси родство по матери считалось не менее почетным чем по отцу. Поэтому довольно долго существовала традиция давать детям … Что?
Обычай присваивать каждому человеку патроним (отчество) восходит у славян ко временам седой старины, и сегодня это кажется чем-то само собой разумеющимся. Однако, у этого устоявшегося правила были, оказывается, и исключения. Летописи и старинные документы фиксируют случаи, когда вместо патронима человек получал матроним – родовое имя не по отцу, а по матери. Его можно назвать еще неуклюжим словечком «матчество».
Самый известный пример из летописи – сын галицкого князя Ярослава Владимировича по имени Олег, живший в XII веке. Его отец был женат на дочке Юрия Долгорукого Ольге, но гораздо больше чем Ольгу любил свою наложницу Настасью. От нее-то и родился Олег.
Ответ: Матчество
«Матчества» можно усмотреть и в доживших до наших дней фамилиях типа Катеринкины, Катины, Аннушкины, Анненковы и т.п. Поскольку фамилии в прежние времена полагались только знатным людям, крестьяне фамилий не имели и назывались по имени отца – Иван Петров сын, Степан Титов сын и в таком роде. А если отца никто по имени не знал, или, напротив, знали слишком хорошо, поскольку был он каким-нибудь грозным помещиком Троекуровым, то ребенка величали по матери – дворовой красавице Катеринке или Аннушке.
В старину в России обучением детей занимались женщины из привилегированных сословий, потому что были, как тогда говорили: “гораздо грамотными и преисполненными …” Чего?
Любомудрием называли науку о любви мудрой. Науку о создании и сохранении семьи. Это некий домострой, в котором свои уставы, принципы, своя философия. Целый мир.
Дело в том, что любомудрие начинали изучать, точнее проживать, с детства, с 3-летнего возраста. Именно когда начинается формирование ощущения, что необходим спутник жизни, необходима семья, необходима некая вселенная, в которой можно начать познавать и творить окружающий мир.
Любомудрие содержит определенные уставы. Посмотрите на слово «устав» по слогам: у-ста-вы.
Ответ: Любомудрие
Принципы разделения слов – в предметном учебнике Самарского педагогического университета «Основы этимологии, как науки о происхождении языков».
На «Вы» называли раньше врагов, поэтому уставы – это принципы, которые даже у ста врагов общие.
Почему? Потому что единственный враг, который существует в нас – это собственное невежество. Как говорили старики: «Враг всегда сидит внутри тебя». Внутри тебя есть и Бог, и черт, который преступает черту вежества, нарушает границы этого мира. Именно поэтому уставы – это законы, по которым развивается и человек, и его внутренние мрази, хари.