Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.
В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 2 апреля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.
Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 2.04.2021
Как называется плетка в сказке про Перфила?
Ответы Поле чудес 2.04.21. Вот задание на первый тур. В русских сказках часто герои пользуются живой и мертвой водой. В сказке “Про Перфила” роль живой воды исполняет плетка. А как называется эта плетка? (Слово из 8 букв)
Ответ: Живулька (8 букв).
Как в старину называли остатки теста в квашне?
Ответы Поле чудес. 2.04.21. Вот задание на второй тур. Исследователи приписывают происхождение сказки “Колобок” Ульяновской области. В словаре В.И. Даля отмечается, что именно в Симбирской губернии использовали слово, означающее последнее тесто из квашни. Как называли остатки теста из квашни? (Слово из 9 букв)
Ответ: Колебятка (9 букв).
Как на Руси называли духа, который отвечал за погреб?
Ответы Поле чудес. 2.04.21. Вот задание на третий тур. На Руси верили, что в каждом дворе были свои сказочные домашние духи, которые отвечали за дом и хозяйство. Домовой отвечал за дом, Банник отвечал за баню, а как назывался дух, который отвечал за погреб? (Слово из 10 букв)
Ответ: Подпольщик (10 букв).
Какая кличка была у купца в сказке о Балде Жуковского?
Ответы Поле чудес. 2.04.21. Вот задание на финальный тур. При редактировании “Сказки о попе и работнике его Балде” поэт В. Жуковский заменил попа на купца. Какая кличка была у этого купца? (Слово из 7 букв)
Ответ: Остолоп (7 букв).
Победительница набрала в игре Поле чудес более 4 тысяч очков, да еще в первом туре выиграла автомобиль, поэтому ее отказ от участия в Суперигре был прогнозируемым.
В сказке “Про Перфила” роль живой воды исполняет плетка. Как она называется?
Вот задание на первый тур. В русских сказках часто герои пользуются живой и мертвой водой. В сказке “Про Перфила” роль живой воды исполняет плетка. А как называется эта плетка? (Слово из 8 букв)
— Ты что же это, Перфил, наделал?
— Не ваше дело, батюшка, без вас обойдётся.
А на стенке висит у него плётка. Схватил Перфил эту плётку и говорит:
— Ну-ка, плётка–живулька, оживи мою жёнку!
Раз-другой стегнул, старуха вскочила, побежала за самоваром. Попы друг на дружку взглянули.
— Это что такое ребята? Это у Перфила надо купить. Купимте ребята у Перфила эту плётку. Наши жёны нас ни в чём не слушают. Перфил, продай нам эту плётку.
— Да что вы, батюшка, старуха тогда меня слушать совсем не будет. Я так и с голоду помру тут.
А старуха просит потихоньку попа:
— Купите батюшка у него плётку эту, замучил он меня совсем уже.
Взяли плётку у Перфила аж за пятьсот рублей. Приносят домой. Первый батюшка взял плётку. Похитнил он жену свою, ножами побил. Потом давай плёткой бить: бил, бил. Но не встаёт никто.
Дал поп эту плётку дьякону и причётнику, а им не сказал ничего про свою беду. Также и дьякон и причётник похитнили своих жён.
А Перфил в ожидании попов купил хороший леворверт и ушёл в пригон под сарай свой.
Как в старину называли остатки теста из квашни?
Вот задание на второй тур. Исследователи приписывают происхождение сказки “Колобок” Ульяновской области. В словаре В.И. Даля отмечается, что именно в Симбирской губернии использовали слово, означающее последнее тесто из квашни. Как называли остатки теста из квашни? (Слово из 9 букв)
Квашня (дежа, дежка, квашонка) – глиняная или деревянная кадушка (иногда дуплянка), предназначенная для приготовления теста. Деревянная квашня изготавливались из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек – клёпок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа.
Квашни были круглыми в сечении с расширяющимися к верхнему краю стенками. Высота колебалась от 50 до 100 см, диаметр верха – от 60 до 120 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперёд.
Мальчик – «колебятко», девочка – «колебятка»
На Симбирской земле знаменитого Колобка прописал ульяновский краевед Сергей Петров. Сказочный ребрендинг случился после необыкновенного открытия. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля наш ученый обнаружил интересный параграф о «Колобе», а в самом его конце – занимательную деталь – слово «колебятка» и примечание: «симб., последний хлебец из квашни».
Тогда Сергей Борисович решил: родиной героя русской сказки может стать Ульяновск. И хотя Колобок, если верить фольклору, существо бесполое, он предложил называть «девочек»– «колебятка», а «мальчиков» – «колебятко».
В квашне приготавливалось тесто в основном для выпечки хлеба. Хлебом же русские крестьяне называли, как правило, кислый ржаной хлеб, иногда кислый ячменный. Пшеничный чаще назывался булкой, но имел и много других названий. Тесто для булок, пирогов, блинов, выпекавшихся только к праздникам, ставилось обычно в опарнике, меньшем по размеру, чем квашня. Пресное тесто – сочень – замешивалось в ночвах.
Опара, состоявшая из воды, закваски и половины необходимой для теста муки, замешивалась рукой или мутовкой. Тесто месили только рукой, смачивая её водой. Между разведением опары и замешиванием теста проходило восемь часов, в которые опара бродила. Хорошо вымешанное тесто бродило два часа. Квашня при этом всегда была плотно закрыта крышкой или тканью.
Квашня, будучи предметом утилитарного назначения, наделялась в то же время символическим смыслом: она считалась символом плодородия, плодовитости, производящей силы. Вероятно, это объяснялось общей символической значимостью хлеба, который вызревал в квашне. Эта функция квашни выступала на первый план в обрядах, связанных со строительством дома и переездом в него, в свадебных обрядах.
В обрядах, связанных со строительством нового дома, она использовалась дважды. В северных губерниях Европейской России в день поднятия матицы на сруб хозяйка будущего дома в небольшой квашонке творила тесто, а затем ставила ее на некоторое время на уже поднятую плотниками матицу. При переезде в только что построенный дом первой вносили квашню с опарой, приготовленной в старой избе. Пекли хлеб в новой избе. Считалось, что это должно принести счастье, богатство дому и семье.
Как на Руси называли духа, который отвечал за погреб?
Одно из названий помощника домового, который отвечал за погреб – ПОДПОЛЬЩИК.
Подпольщик живёт в подполье, характер у него спокойный и добрый. Он уважает хозяев, содержащих погреб в порядке и чистоте, тех, которые его белят и проветривают, аккуратно складывают заготовки. Подпольщик, или погребняк, заботится о сохранности запасов, следит за сухостью и прохладой в погребе. Ленивым и нечистоплотным хозяевам подпольщик вредит – в погребе сразу появляется сырость и плесень, заводятся слизняки и мокрицы, запасы портятся.
Человеку повезло: согласно легенде, когда Бог сбросил на землю взбунтовавшуюся злую силу, те что упали на людское жильё оказались добрыми, стали друзьями и помощниками в отличии от леших, водяных и других – они как были так и остались злыми. Каждый дом имеет такого «жильца» и его уважительно называют хозяином, каковым он и является, хотя сам ничего и не создавал. Но если ему что-то не понравиться, то выжить людей, создавая невыносимые условия, ему труда не составляет. По этому жильцы его уважают, относятся с любовью, и в домовой в ответ оберегает и заботится о человеке.