А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос — Этот художник в начале XX века изобразил будущую императрицу Елизавету с племянником.
Варианты ответа:
A) А.Н. Бенуа
B) Е.Е Лансере
C) В.А. Серов
D) К.А. Сомов
Правильный ответ на вопрос — C) В.А. Серов
В 1900-1902 годах Серовым были выполнены иллюстрации к изданию Царская охота, выпускавшемуся по инициативе полковника Николая Ивановича Кутепова, заведующего хозяйственной частью дворцовой службы. Это было роскошное четырехтомное издание, в иллюстрировании которого также принимали участие Бенуа, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Репин, Суриков и другие знаменитые мастера. Сюжеты для иллюстрирования предоставлялось выбирать самим художникам, и Серов, “зараженный” страстью мирискусников к XVIII веку, выбрал эпизоды из времени Петра I, Елизаветы и Екатерины П. Гуашь Император Петр II с цесаревной Елисаветой Петровной выезжают верхом аз села Измайлова, осенью, на псовую охоту – первая из “кутеповской серии”. Как неожиданно появившийся, “просвистевший” и исчезнувший вихрь изображена кавалькада охотников на серовской картине. Фигуры Петра и Елизаветы грациозны и изящны, как статуэтки саксонского фарфора – Серов чутко уловил здесь не столько “дух истории”, сколько характер стилизаторской игры, свойственной мирискусничеству. Пейзаж в картине – столь же тонкая стилизация, что и фигуры всадников, но здесь обыгрывается столь знакомый по картинам передвижников образ русской деревни: церковь с луковичной главкой, шатровая колоколенка, покосившийся сарай, серенькое небо и в нем стая птиц, кружащихся над куполом церкви, дорога, на которой в передвижнических пейзажах обычно можно встретить понуро бредущих крестьян или путников. Они есть и в картине Серова – приютившиеся на обочине мужик и странница, склонившая голову перед чудной картиной императорского выезда, на мгновенье всполошившего тихую деревеньку. Грабарю не давали покоя эти фигуры – он видел в них “привкус тенденции”, показ “контраста расточительной роскоши и убожества”. И хотя эти фигуры вовсе не производят впечатления убогости, все же подобного рода “жанровость” не свойственна Серову – не случайно он называл эту гуашь “слишком иллюстрацией – дешевкой”.