Дорогие друзья, сегодня у нас пятница, 22 марта 2018 года и в этот первый весенний день в эфир на первом канале выходит очередной выпуск игры, капитал-шоу “Поле чудес”!
Все мы собрались у голубых экранов, что бы снова посмотреть как гости крутят барабан, угадывают буквы и слова, получают призы и денежные подарки, дарят различные вещи в музей капитал-шоу, а Леонид Якубович умело всем этим заведует. Приглашаем вас в игру!
Игра начинается 19.55 минут и снова в студии игроки крутят барабан, угадывают буквы, разгадывают слова и радуют нас своими творческими успехами. Нас ждет три отборочных тура, финал и возможно даже суперигра! И вот очередной вопрос в игре:
Для кого обычно привозили из Византии в 16 веке химические рецептурные сборники?
Между тем сохранилось большое число рукописных рецептурных сборников конца Средневековья и начала XVI века. Эти документы трудно датировать и изучать. Не только потому, что все они переписывались: каждая новая копия представляла собой новую редакцию текста, добавлялись новые рецепты, изымались старые, другие модифицировалась, видоизменялись названия продуктов либо же разные продукты обозначались одним и тем же наименованием.
Ответ в игре – Иконописец
Но главным образом потому, что практические и технологические рекомендации в таких сборниках постоянно соседствуют с соображениями аллегорического и символического толка. В одной фразе сталкиваются комментарии о символических значениях и «свойствах» четырех начал (воды, земли, огня и воздуха) и практические рекомендации по поводу того, как наполнять котел или чистить чан. Кроме того, сведения о массе или объеме ингредиентов, а также об их пропорциях всегда очень расплывчаты: «возьми изрядную долю марены и положи ее в некоторое количество воды; добавь немного уксуса и побольше винного камня…».
Более того, указание на время кипячения, отваривания или вымачивания дается лишь в редких случаях либо совершенно сбивает с толку. Например, как объясняется в одном тексте конца XIII века, для того чтобы изготовить зеленую краску, нужно вымачивать медные опилки в уксусе либо в течение трех дней, либо в течение девяти месяцев! Как это часто бывает в Средневековье, ритуал оказывается важнее результата, а числа имеют скорее качественное, нежели количественное значение. В средневековой культуре и три дня, и девять месяцев выражают почти одну и ту же идею, связанную с зарождением и рождением (или возрождением), прообразом которой, в первом случае, становится смерть и воскресение Христа, а во втором — появление на свет ребенка.